Гаврин Александр Павлович
Светлой памяти посвящается

Царскосельский обозреватель №13. 2006 год

Гаврин Александр Павлович. Родился в 1926 году в Горьковской области. В 1943 году призван в Красную Армию и направлен в Горьковскую военную школу радиоспециалистов. В должности командира отделения связи принимал участие в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, в штурме Берлина. После войны - профессиональный военный. Ныне полковник в отставке. Преподавал историю в Ленинградском сельхозинституте, затем в средней школе. Учитель высшей категории. Редакция публикует сегодня его статью, посвященную проблемам современного образования.

В течение последних 20 лет нашу страну сотрясают реформы, обращая в пыль и прах богатства, накопленные предшествующими поколениями. Как известно, любая реформа предполагает какое-то улучшение, укрепление, упорядочение. Но наши реформы — экономическая, финансовая, военная, жилищно-коммунальная — больше напоминают те благие намерения, которыми вымощена дорога в ад. И вот теперь власти взялись за осуществление ещё одной реформы — образовательной.

В целом система образования имеет целью дать ребенку и подростку те знания и умения, которые считаются необходимыми на данном этапе развития общества, а также внедрить в сознание идеалы, принципы, понятия о добре и зле, нормы поведения и запреты, которые выработаны тысячелетиями и соединяют людей в этом обществе.

Совокупность знаний, умений и норм поведения человека в обществе составляют ядро культуры, или как мы сегодня говорим, менталитет человека и народа. Образование, как правило, связывают, прежде всего, со школой, в том числе и высшей.

Сама школа является одним из самых устойчивых и консервативных общественных институтов. Всякие преобразования и нововведения в школе должны осуществляться чрезвычайно осторожно, чтобы не допустить разрыва цепи времен и не противопоставить поколения друг другу. Необдуманная перестройка системы образования может оказаться по своим последствиям тяжелее, чем разрушение сельского хозяйства и промышленности страны и станет фатальной для судьбы народа.

Весьма тщательно и продуманно осуществлялись эти преобразования в советское время. Советская школа впитала в себя все лучшее, что было накоплено предшествующими поколениями за многовековую историю страны. Вплоть до горбачевского времени она считалась одной из лучших в мире. Советская школа была едина для детей всех сословий и классов, как школа элиты. Она учила мировоззренчески мыслить, выражать общенародные интересы, осуществлять государственный подход к решению проблем. Выпускники советской школы по своему развитию обгоняли американских школьников на два года, а японских на год.

Советская школа стремилась воспитать подрастающее поколение на общепризнанных принципах морали и нравственности, основанных на коллективизме, общинности, уважении к старшим и традициям. Не случайны были наши успехи во многих отраслях науки и техники. Нам подражали, у нас учились, к нам приезжали за опытом.

Необходимость нынешних коренных преобразований, по словам министра образования А. Фурсенко, вытекает из смены государственного строя в стране. В одной из радиопередач он утверждал, что советская школа обслуживала «проклятый социализм». Ныне в стране утвердился передовой строй, основанный на рыночных отношениях, главный принцип которого - всё на продажу. Естественно, школа должна учить и воспитывать молодежь в духе преклонения перед рыночными законами.

Суть затеянной реформы выражена в её сложном и путанном названии: «О новой инвестиционной привлекательности системы образования, переходе на принципы подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг». Если отбросить эквилибристику этих слов, то сводится она к следующему.

Образование вторично по отношению к экономике, оно должно быть подчинено решению утилитарных задач.

Государство предоставляет школе «свободу», то есть практически снимает с себя ответственность за образование нации. Оно не только уклоняется от социальной ответственности за образование, но и перекладывает значительную долю финансирования образовательного процесса на плечи родителей учащихся. Существующая система образования должна быть преобразована в разновидность сферы платных услуг, таких же, как театр, аттракционы, услуги быта (баня, парикмахерская и т. д.). Образование по существу становится бизнесом, а в бизнесе, как известно, есть и «акулы», и «плотва».

Министр образования считает, что в жизни ничего нет бесплатного. Все должно оплачиваться покупателем, в том числе и образование. А вот здесь господин Фурсенко откровенно лжет. Во всем мире бесплатным называется образование, за которое платит государство за счет средств налогоплательщиков.

Министр Фурсенко и его команда реформаторов системы образования, очевидно, не представляют, что идея введения платности в общее и среднее образование в корне противоречит не только Конституции РФ, но и всей мировой образовательной практике. Весь цивилизованный мир, в отличие от нашего правительства, понимает, что образование не является сферой рынка, что оно — всеобщее социально-значимое благо. И потому в развитии образования государство и общество заинтересованы даже больше, чем отдельные граждане, ибо от этого зависит благосостояние и конкурентоспособность страны.

Наступление на систему образования началось не сегодня. Нынешняя политика это продолжение «шоковой терапии» 90-х годов.

Переход осуществляется постепенно в течение ряда лет. Соответственно это четко отражается в бюджете. Так, если в 2004 году расходы на образование составляли 4,4 % от ВВП, то в 2005 году уже 3,2 %. Это при всем том, что ВВП России в 5,5 раз меньше чем в Германии, в 10 раз меньше чем в Японии и в 20 раз меньше, чем в США.

Величайшим позором для нашей страны является тот факт, что по расходам на одного учащегося средней школы в процентах к подушевому ВВП мы занимаем предпоследнее место в мире, обогнав лишь африканскую страну Зимбабве.

Последствия этой политики весьма плачевны и катастрофичны. По официальным данным, в 1982 году на всех международных конкурсах советские школьники занимали первые места. В 1995 году школьники Российской Федерации сошли на 8-9 места. В 1999 году, как сообщает журнал «Школьное обозрение», по данным экспертизы ЮНЭСКО

Российская Федерация скатилась на 50-55 места и оказалась по качеству образования в середине третьей, худшей группы обследуемых стран. По данным журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» (М 6 за 2002г.), в 2003 году стали совершеннолетними 10 миллионов совершенно неграмотных людей, 2 миллиона ребят школьного возраста по разным причинам не учатся. Процесс на этом не остановился. В 2005 году уже более 3 млн. ребят находились вне школы.

Образовательный уровень нации резко падает. Идет откровенная дебилизация молодежи. Это прямое следствие проводимой правительством политики образовательного геноцида.

Переделка системы образования по западному образцу, несомненно, приведет к резкому обострению противоречий в обществе и понижению общей культуры населения.

После окончания Великой Отечественной войны, находясь в Германии, многие наши воины стремились вникнуть и сравнить структуры государственного устройства, в том числе и системы образования. Как-то во время одной поездки по Германии в нашем вагоне разгорелся спор о немецкой школе. Один офицер «кавказской национальности» очень горячо отстаивал приоритет немецкого образования. Он восхищался, что детей здесь учат конкретному делу, не отвлекаясь на разнообразные вопросы из других областей, как это делается у нас.

Да, их учили конкретному делу, узкой специальности. Как правило, средний немец имел весьма смутное представление не только об истории и жизни народов соседних стран, но даже о сущности смежных профессий. К примеру, водители автомашин или танков не знали и не стремились знать принципы работы и устройства двигателя или другого агрегата своей машины. Они считали, что это не их дело. Поэтому даже при маленькой поломке они вызывали ремонтную бригаду и покидали строй.

Мы убеждались, что немцы, имеющие даже высшее образование, весьма ограничены в общеобразовательной подготовке. Это характерно не только для Германии, а практически для многих стран Запада. И, поэтому не случайно, впоследствии в ГДР, а затем и в других европейских странах, внедрили советскую систему образования.

Западная модель образования по своей структуре делит общество на две части: элиту и «серую массу» населения. Соответственно и программы образования для каждой из этих частей различны. Элитные школы дают целостное представление о мире, в них идет передача знаний и становление личности. Они тесно связаны с престижными университетами, где готовят людей, способных организовывать и руководить. Естественно, сюда не допускаются «всякие», такое образование стоит очень дорого.

«Школа масс» призвана готовить узких специалистов, работников и потребителей, «добропорядочных граждан». Это легко манипулируемые, наполненные необходимыми сведениями для выполнения элементарных функций работники сферы услуг и промышленных предприятий. У подростков сознательно формируется инфантильное, иллюзорное представление о жизни. В массовой школе Запада активно внедряются принципы конкуренции — индивидуальные и групповые. Дружба и взаимопомощь не поощряются, скорее порицаются.

Все это пытаются внедрить и у нас, ссылаясь на рыночные отношения. Рынку, а в наших условиях дикому рынку, нужны жесткие люди. Мораль и нравственность отходят на задний план. В этих условиях школа должна отвергать принцип солидарности учеников, воспитывать индивидуализм, стремление выделиться из окружающей среды. В соответствии с этим в корне меняются школьные программы, учебники и учебные пособия. На методическом семинаре, проведенном летом 2005 года в школе № 20, демонстрировались учебники и учебные пособия для старших классов по истории Отечества. И в частности предлагался тест с вопросом: назовите основные причины победы

Красной Армии в годы гражданской войны. Правильный ответ (никто из присутствующих не догадался), гласил: помощь государств Антанты Советской власти. Оказывается правительства Англии, США и Франции боялись победы белых армий, ибо тогда Россия становилась бы их главным конкурентом. Полнейший абсурд!

В новом учебнике по истории в разделе о Великой Отечественной войне оставлен только начальный период войны, в ходе которого фашисты захватили значительную территорию СССР, и вышли к Москве и Ленинграду. Говоря о причинах нашей победы, авторы стремятся убедить учеников, что она была достигнута не в результате умелого руководства со стороны ставки Верховного Главнокомандования, И.В. Сталина, активных действий советских полководцев, Коммунистической партии, а вопреки всему этому. Победа над Германией, утверждают они, стала возможна в результате помощи США и Англии, больших людских ресурсов СССР и климатических условий страны.

Когда-то считали, что чему и как учить школьника, зависит, прежде всего, от учителя. Оказывается, это устарелое понятие. Учитель сегодня, в связи с введением ЕГЭ (единого государственного экзамена) сведен до статиста. Он должен добиваться твердого заучивания того, что излагается в учебнике. ЕГЭ исключает творческий подход, Учителя заставляют соглашаться с искажениями и фальсификацией истории. Понятно, что далеко не все согласны с этим.

Сегодня реформа образования стала одной из самых острых проблем общества. И это не случайно, ибо она затрагивает абсолютное большинство населения страны. Нынешняя реформа готовилась в тайне, за спиной общества и педагогических коллективов.

В конце концов, мы должны решить, кого должна готовить наша школа. Поденщика, конкурирующего на мировом рынке труда с выходцами из Африки или Азии? Или грамотного, воспитанного патриота, способного своим трудом поднять и возвеличить Россию, вернуть достойную жизнь народу? Пора, очевидно, решить, что нам нужно, ещё одна реформа или смена государственного курса в целом.

Гаврин А.П. - Царскосельский обозреватель №13. 2006 год